СТАТЬИ

Обри Бердслей: иллюстрации к "Смерти Артура" Томаса Меллори (Aubrey Vincent Beardsley)

Знакомство с Бердслеем началось для меня с книги Томаса Меллори. Когда берешь в руки роскошный фолиант со строгими черно-белыми гравюрами сам миф кажется ярче, загадочнее, возвышеннее и романтичнее конечно же.

Роман английского писателя XV в. сэра Томаса Мэлори, носящий, по более поздней традиции, название "Смерть Артура", представляет собой большую ценность как памятник литературы. Это, с одной стороны, лучший в мире свод рыцарских романов так называемого Бретонского цикла - свод героических и сказочных сюжетов, восходящих, в свою очередь, к мифу и эпосу кельтских народов и к истории западной оконечности Европы в середине I тысячелетия н.э. В то же время "Смерть Артура" - превосходный памятник раннеанглийской литературы именно XV в., быть может, единственный, но неоспоримый вклад той эпохи в "золотой фонд" английской классической литературы, и сегодня, как мы можем убедиться, не окаменелость, а живой художественный организм.

Оформление книги Томаса Мэлори «Смерть Артура» - одна из значительнейших работ Обри Бердслея, наравне с его иллюстрациями к "Саломее" Оскара Уальда. Бердслей проникся возвышенным стилем «Смерти Артура», и горечь этой книги совпала с горечью его сердца. И красота любви, и гордость рыцарской чести вдохновили его на создание огромного количества иллюстраций к роману. Книга стала шедевром английского книгоиздания. Фантастическое разнообразие растительно-цветочного орнамента. Цветы, которые олицетворяют живых людей; совершенная форма чёрных созданий, пронзающих белое поле, и белых – чёрное. Геометрическая симметрия, которая дышит жизнью исключений из правила. Прекрасные и храбрые рыцари и прекрасные дамы. Волшебник Мерлин, которого Бердслей рисует глубоко задумавшимся и пребывающим в кругу своих вечных забот. Другие волшебники и волшебницы. Сражения и рыцарские поединки. Любовь как самая прекрасная сила, которая движет поступками людей, вдохновляет, но и толкает на преступления. Диковинные звери. Буквицы, которые нарисованы и пронизаны цветами столь изящно, что и сами являются гармоничной частью садов книги. Сады и замки. Роскошество орнаментальных обрамлений рисунков. Молодой художник работал над «Смертью Артура» с большим увлечением. Рисунки на разворотах, цельностраничные иллюстрации и сравнительно небольшие фигурные заставки, предваряющие главы, знакомили читателя с многочисленными героями книги Томаса Мэлори — с королем Артуром и королевой Гвиневрой, с волшебником Мерлином, с храбрым рыцарем Ланселотом, с прекрасной Изольдой и с сэром Тристрамом, с феей Морганой. Бердслей не стремился к документально точному воспроизведению средневековой атрибутики: пейзажи его условны, произрастающие на полях и в лесах деревья и цветы откровенно фантастичны. То же можно сказать и об одежде героев. В общем, во главу угла была поставлена самодовлеющая декоративность, которой подчинялось решительно все.

Обри бердслей Смерть АртураАртур РЫцари круглого стола Мерлин

В этой работе уже в полной мере проявились главнейшие особенности стиля Обри Винсента Бердслея. В рисунках его лишь два цвета: черный и белый. Градации серых полутонов отсутствуют — это как «да» и «нет», как «свет» и «тьма», третьего не дано. Сплошная черная заливка в контрасте с белыми плоскостями удивительно декоративна, поэтому-то персонажи рисунков Бердслея выглядят несколько плоскими, ибо выявляющую объем штриховку художник не использует. И все же современники видели в Бердслее продолжателя традиций классических мастеров графики. Его друг и издатель Джон Лейн, опубликовавший на рубеже XIX и XX веков две книги о Бердслее, писал, что он «двинул искусство черного и белого дальше, чем кто бы то ни было со времен Альбрехта Дюрера».

тристан и Изольда Обри БердслейУмирающий Тристам Обри Бердслей

Бердслей, в свое время оказал колоссальное влияние на складывавшееся в начале двадцатого столетия новое искусство книги. «Это совсем современный художник, — писал о Бердслее в 1912 году известный в свое время драматург и критик Николай Николаевич Евреинов (1879-1953). — Даже более современный сейчас, чем в годы своей жизни. Он умер в самом конце XIX века, оставив в наследство искусство, где все, начиная с формы и кончая содержанием, создано для радости ХХ века, пресытившегося отцовскими благами и не обретшего свои собст-венные». Эти слова справедливы и сегодня, ибо началу XXI века тоже свойственно подобное пресыщение. «Никто раньше не доводил простую линию до ее неизбежного конца с такою уверенностью», — писали о Бердслее искусствоведы.

Артур Обри БердслейИзольда Обри Бердслей

Прекрасная Изольда пишет послание сэру Тристраму. Иллюстрация из «Смерти Артура» Т.Мэлори, 1893-1894 гг.

Обри Винсент Бердслей воспринимал книгу как нечто цельное, где шрифт, иллюстрации, орнамент, раскладка полос активно взаимодействуют. Настоящего искусства книги без этого быть не может. (Надо сказать, что крупные мастера, например Илья Ефимович Репин, подчас занимавшиеся иллюстрированием, художниками книги не были.) Широкая публика встретила «Смерть Артура» восторженно, и это издание популярно в Англии до сих пор. Графическая аккуратность Бердслея, категоричность чертежа, насыщенность черно-белого контраста сочетаются с округлыми намеками кусков тел, патологической детализацией, где каждый волос, каждая пуговица выведены старательно и точно, либо столь же патологической простотой, где пара линий и густо закрашенные части создают ощущение. ощущение чего? Эти рисунки всегда болезненны и с помощью простых конструкций отображают запределье, пустоты, ветер в занавесках, за которыми королева Гвиневера. Интересно еще, что при таком импонирующем стиле Бердслей к тому же взялся иллюстрировать вещи, которые я люблю, - легендарную "Смерть Артура" Мэллори и Эдгара По.

Мерлин и Артур Обри БердслейМерлин Обри бердслей

"Мерлин" Иллюстрация из «Смерти Артура» Т.Мэлори, 1893-1894 гг.

 

Ldinka

Статьи:

"Смерть Артура"

Впервые «Смерть Артура» с некоторыми сокращениями была издана в 1485 году английским первопечатником Уильямом Кекстоном (William Caxton, 1422-1491). О Мэлори мы знаем лишь то, что сообщал о нем в предисловии к своему изданию английский первопечатник: он был рыцарем и служил при дворе короля Эдуарда IV (1442-1483). Сохранилось лишь два экземпляра первого издания «Смерти Артура», и именно они служили оригиналами для позднейших перепечаток, и только в 1934 году в Вестминстере была найдена более старая рукопись.

Написанный сложным, архаичным языком и возможно тяжеловатый для нынешего восприятия, роман является истоком мифотворчества для многих нынешних писателей, в особенности фантастов. Это своего рода краеугольный камень всякого упоминания ранне-английских мифов, и все ссылки на Корнуолл, Тинтагель, Камелот, Мерлина, Артура, и т. д. рано или поздно выводят нас на этот первоисточник. Исторические сюжеты Мэлори в основном почерпнул из хроник и легенд, многое он заимствовал из полулегендарной «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского, но в то же время книга Меллори является наиболее известной в наше время. Для Британии Артуровский цикл послужил таким же национальным эпосом, как «Эдды» для Скандинавии, «Песнь о Нибелунгах» и «Беовульф» для Германии, «Калевала» для Финляндии, Киевские и Новгородские былины для Руси. Несмотря на то, что Артур — герой бриттского (кельтского) эпоса, и сражался с предками нынешних англичан, он прочно вошёл и в английскую культуру. Джон Толкин даже считал, что бриттский Артур вытеснил англосаксонских героев и в результате лишил англосаксов собственного национального эпоса:

Читая книгу Мэлори, необходимо принять как литературную условность некоторые ее особенности, присущие многим средневековым произведениям. К таким особенностям относятся, например, сюжетные, временные и смысловые неувязки, связанные с характером работы автора над его романом. Мэлори использовал в качестве источников объемные циклы рыцарских романов и легенд, которые содержат разные версии одного сюжета. Компонуя свою версию, Мэлори нередко переставляет местами отдельные эпизоды, сдвигает их во времени, отчего иногда возникают несоответствия и повторы. В примечаниях оговариваются только некоторые, наиболее очевидные, случаи таких неувязок.

Надо сказать, что половину книги, не считая описания рыцарских боев, занимают истории о Великой любви. Это, в первую очередь, цикл о сэре Ланселоте и даме Гиневре (Гвенивер, Джиневра), и история любви Тристама и Изольды Прекрасной. Это необыкновенные, живые, прочувствованные повествования о любви вечной, возвышенной, не останавливающейся не перед какими преградами. Когда-то они служили образцом и идеалом отношения рыцаря к даме. Возможно, именно из-за этих историй легенда о Артуре кажется столь притягательной вот уже много поколений.

Мне понравилось высказывание одного читателя: "Трудно найти произведение, более неподходящее для чтения в электронном виде, чем "Смерть Артура". Портится половина впечатления от книги. Эту книгу надо читать, сидя вечером перед камином в удобном кресле. Причем самой книге желательно быть в роскошном переплете и с иллюстрациями." Полностью подписываюсь под этими словами, но все же ознакомительная возможность скачать эту книгу должна быть.

Скачать книгу Томаса Меллори
"Смерть Артура"
667 кб

picture