КНИГИ

"Сад камней в доме" Японский сад на балконе в Токио

Простота, ясность, гармония. Достаточно нескольких цитат, поэтических ландшафтных сентенций для того, чтобы создать по-настоящему исключительную оригинальную вещь. Спокойную, тихую, очаровательную. И это несмотря на то, что сад на двух балконах жилого дома, в токийском квартале Азэйбу (Azabu) всего лишь ширма и драпировка неудачного вида из окна. Он не несёт никакой функции, никаких особых планировочных решений, никак не используется. Это чистый дизайн, обыкновенные шторы.

Зажатое пространство балконов (1х3м) художник и дизайнер Такеши Нагасаки (Takeshi Nagasaki) превратил в минималистический сад-этюд с некоторыми чертами традиционного японского ландшафта.

Тематика двух балконных пространств подразделяется на две темы - сад-бамбука (жилая комната) и сад-луны (гостиная) с единственным растением во всём саде - бонсаем клёна дланевидного или пальмолистного (Acer palmatum).

Особую поэтичность дизайнерскому решению придают авторские светильники "стеклянный лёд", насыщая пространство балкона акцентными точками. И, естественно, важно отметить, что проектирование сада велось с традиционных видовых позиций - с высоты стоящего человека (принято в Японии 1,5-1,7 м) и сидящего в позе сэйдза (0,5-0,8м).

Источник: Gardener.ru

Статьи:

Философия сада камней

Тишина кругом.
Проникает в сердце скал
Лёгкий звон цикад

Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.

Мацуо Басё

Камень является центром японской символики в ландшафтном дизайне и интерьере. Это связано с отношением японцев к этому материалу как к самому совершенному творению природы. В японской традиции камень символизирует красоту и величие природы. Большие камни ассоциируются со скалами, волнистая поверхность гравия означает воду.

Сады камней – это абсолют японского символизма, ведь они подразумевают развитие воображения через созерцание, медитацию. Такие сады представляют собой не фрагмент природы, а ее символ. Камни воспринимаются как скульптура – их пластическая выразительность, пропорции, соотношение объемов, размещение в пространстве формируют эстетические качества сада. Все остальные элементы ландшафта выполняют роль фона, который только подчеркивает красоту и уникальность камней.

Много свободного пространства в саду камней предусмотрено не случайно: в такой «пустоте» японцы видят свободу, будущее, безбрежность мира. При этом сад должен оставлять ощущение камерности, закрытости пространства от посторонних глаз.

Сад камней имеет мужское начало, поскольку камень в Японии ассоциируется со светлой, мужской силой. Даже вода, которая в стране восходящего солнца олицетворяет темное женское начало инь, в саду камней воссоздается из гравия, гальки или песка. Для многих загадка, почему в стремлении к светлому, японцы не отказались от водных мотивов в саду камней вовсе. Ответ на самом деле прост: в мире все должно быть гармонично, не может микрокосм существовать благодаря одному началу. А сад, как ни крути, у продуманных восточных народов – модель мира.

Задача сада – при помощи застывшей картины заставить человека сосредоточиться, вызывать ассоциативные образы. Согласно учению Дзен, мир таков, каким его мы воспринимаем. Сосредоточившись на камне, вокруг которого начерчены круги, человек начинает видеть погружающийся в воду камень, и плавно расходящиеся концентрические волны.